Основы менеджмента

Что такое «менеджмент»? Что делают менеджеры? Могу ли я стать одним из них?

Это — стандартные вопросы, которые периодически слышит любой менеджер. Этими же вопросами каждый менеджер задавался один раз в жизни. В статье мы рассмотрим самые основы менеджмента.

На основе статьи Management 101 Ф. Джона Ри (F. John Reh)

Задача менеджера — увеличить отдачу от вкладываемых средств и усилий. Не важно, о какой сфере деятельности идет речь. Три работника производят пять единиц продукта за восьмичасовую смену без менеджера. Сможет ли менеджер довести этот показатель производительности до семи единиц? Пять кассиров обслуживают 10 человек в минуту. Сможет ли менеджер сделать так, чтобы за те же пять минут через кассы проходило 15 человек?

Менеджмент — это одновременно и искусство, и наука. Искусство отражено в цели менеджмента — сделать так, чтобы с вами (как менеджером) люди работали более эффективно, чем без вас. Научная часть менеджмента заключается в способах достижения этой цели. Основы менеджмента — планирование, организация, управление, мониторинг.

Планирование

Менеджмент начинается с планирования. Преуспеть в каком бы то ни было начинании без планирования практически невозможно. Если однажды вам это удалось, то это было везение. Или озарение. Что-то, что случается очень, крайне редко. И даже у такого случайного успеха есть отрицательные моменты: вы достигли цели, но, не имея плана, по достижении вы не можете сказать, чем был обеспечен ваш успех, вы не можете провести обратный анализ работы и увидеть, какие ступени лестницы к цели были надежны, а какие — хлипки и опасны.

С чего начать планирование? Конечно, с формулирования конечной цели действия. Следующим шагом, обозначьте наилучший путь к этой цели. Принимайте во внимание реальную и потенциальную доступность ресурсов — что у вас есть прямо сейчас, и что вы можете получить в кратчайшие сроки. Учтите человеческий фактор. Рассмотрите аутсорсинг — возможно, для решения задачи дешевле будет нанять стороннего профессионала, чем занимать рабочее время сотрудников компании. Обязательно проконсультируйтесь с непосредственными исполнителями планируемых работ — они могут обратить ваше внимание на те важные факторы, которые вы изначально не рассматривали.

Например, вам привезли новый сервер, и он должен работать под управлением Linux. Системный администратор вашей компании знаком только с Windows Server. Однако парень он толковый, под рукой у него есть все необходимое, и разобраться с Linux ему по силам, сомнений нет. По его собственным словам, на это уйдет неделя, не больше. В то же время, можно заплатить некоторую (вполне разумную) сумму денег третьей стороне, которая пришлет к вам своего специалиста, и он настроит все за один день. Какое решение вы примете?

Рассмотрите все возможные сценарии развития событий. Разработайте план для каждого из них. Сравните все планы, еще раз оцените обстоятельства, и выберите тот план, который кажется вам наиболее легко реализуемым. Не забывайте: если что-то (обычно плохое) может случиться, оно обязательно случится.

Организация

План есть, пора приводить его в действие. Но перед тем, как запустить процесс, необходимо подготовить все, что необходимо для реализации этого плана. Все ли задействованные в работе лица готовы к ней? Снабжен ли каждый из них всем, что может понадобиться в решении поставленных задач? Все ли договоренности достигнуты с причастными структурами — внешними поставщиками, снабженцами в вашей компании и т.п.?

Лично проверьте все. Это критически важно для успешной реализации плана.

Управление

Теперь можно начинать. Напомните участникам, что от них требуется. Вы действуете, как дирижер оркестра: все музыканты сидят на своих местах, перед каждым из них — ноты, все они знают, как нужно играть свою партию. Вам необходимо только взмахнуть палочкой, начиная концерт, и отбивать такты.

Мониторинг

Маховик движется, план реализуется, но расслабляться нельзя — вы должны видеть все, и знать, что все текущие действия производятся в рамках плана. Как только что-то идет не так, появляетесь вы, и влияете на работу, решая возникшие вопросы. Нередко возникающие в процессе затруднения принадлежат к числу тех, которые были рассмотрены вами на стадии разработки планов. Соответственно, вы уже продумывали возможные решения таких трудностей. Примените их.

Управлять людьми, быть их менеджером — сложная задача. Но она может быть решена. И вознаграждения за ее решения — опыт, моральное удовлетворение, финансовые вливания — значительны. Не забывайте, что менеджмент — это навык, который можно развивать с помощью обучения и практики.

Джон Ри: эксперт по менеджменту и управлению с тридцатилетним стажем работы. В разное время он управлял проектами и людьми в промышленном производстве и научных учреждениях, занимался дизайном и архитектурой, бизнесом в интернете и малым предпринимательством.

Один ответ к “Основы менеджмента”

  1. Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, решить задачи.
    1)По роду деятельности вам,как старшому менеджеру,часто приходится беседовать по телефону.на это уходит очень много служебного времени.Вы решили передать функцию ответов на деловые звонки своему помощнику.При этом существует опасность того,что помощник недостаточно опытен в том,чтобы отделить важную информацию от второстепенной
    как следует поступить???
    2)У вас возникли проблемы с заключением важного контракта,от встречи с клиентом зависит очень многое.Вы нервничаете перед встречей и осознаёте,что настроены «давить» на собеседника.Однако Вы решаете держать себя в руках и проявить гибкость,терпение и осторожность.Но уже в середине разговора замечаете,что инициатива «ушла» из Ваших рук,и Вас очень умело заставляют соглашаться с теми пунктами контракта,с которыми соглашаться нельзя.Вы чувствуете,что сейчас всё развалится,если Вы что-нибудь не предпримите.Вас охватывает чувство безнадёжности.
    Каковы Ваши действия??
    Заранее благодарна…

Обсуждение закрыто.