Открывая свое дело, многие считают свои рынком весь мир. Зачем же фокусироваться на определенном круге потребителей, если можно работать со всеми подряд?
По словам Лайзы Фортини-Кэмпбел (Lisa Fortini-Campbell), внештатного преподавателя менеджмента в Northwestern University’s Kellogg School of Management и основателя консалтинговой фирмы The Fortini-Campbell Company, изначальный подход к делу — одна из самых больших проблем начинающих бизнесменов. Они так благодарны всем, кто покупает их товары/услуги, что не считают нужным делать следующий логический шаг и выделять для своего бизнеса сегмент рынка.
На основе статьи 75 Startup Secrets Марка Хенрикса, Гвен Моран и Криса Пенттилы (Mark Henricks, Gwen Moran, Chris Penttila)
Не стройте предположений
Уже имея профессиональный и жизненный опыт за плечами, новоиспеченные собственники бизнеса считают, что о своем потребителе они знают абсолютно все. При этом мало кто вспоминает поговорку «По себе людей не судят».
Необходимо знать, чего ждет ваш потенциальный покупатель. Простейший способ получить это знание — изучить деятельность ваших будущих конкурентов. Ведь сейчас, пока вы не открыли двери своего офиса, потребители ваших товаров/услуг получают их именно у конкурентов. Узнайте все, что сможете узнать.
Нарисуйте портрет идеального покупателя
Определите для себя, кто вам наиболее интересен как покупатель. Опт? Розница? Организация или частное лицо? Потребитель с высоким, средним или низким уровнем доходов? Опишите своего идеального клиента максимально подробно. На основе этого портрета вы можете построить свое взаимодействие с лучшими клиентами таким образом, что они будут постоянно возвращаться к вам, и мысли уйти к конкурентам у них не возникнет.
Обозначьте сегменты вашей целевой аудитории
Нельзя рассчитывать на то, что ваш бизнес будет процветать только за счет идеальных покупателей. Поэтому нужно изначально определить и описать все сегменты целевой аудитории. Например, вы открываете ресторан выездного обслуживания — достаточно популярное в настоящее время дело, в общем называемое английским словом кейтеринг. Как и в любом другом деле, в первую очередь вас будут интересовать заказчики, которые смогут использовать ваши возможности в полной мере, и, соответственно, заплатить за это максимальную сумму. Однако, помимо организации фуршетов на 2000—3000 человек к вам наверняка будут обращаться и за услугами по проведению корпоративных вечеринок. Таким заказчикам вы тоже должны уделять внимание. И такая работа вовсе не повлияет на «фокус» вашего бизнеса — принципиально вы все равно будете организовывать питание на выезде. Вы заработаете меньше денег, но и сделаете меньше. А количество удовлетворенных клиентов только вырастет.
Но: не слишком увлекайтесь процессом. В случае с кейтерингом, например, вам вовсе не обязательно ставить лоток с пирожками на автобусной остановке, обосновывая это тем, что это не идет вразрез с концепцией кейтеринга. Знайте, где стоит остановиться.
Используйте все источники информации
Отраслевые печатные издания, радио, телевидение, и, конечно, интернет. В сети сейчас — огромное количество самой разной информации. Вы можете найти тематические блоги, форумы, порталы. Не забывайте и о сайтах будущих конкурентов. Сфера вашей будущей деятельности курируется каким-либо департаментом/отделом муниципалитета или правительства региона? Найдите сайт этого учреждения, там наверняка будет масса статистических данных по отрасли.
Создайте идеальную систему обслуживания
Не секрет, что «сарафанное радио» — один из наиболее эффективных способов продвижения товаров и услуг. Сделать так, чтобы после общения с вами или вашими сотрудниками клиент вернулся к вам — недостаточно. Вы должны работать так, чтобы вас рекомендовали друзьям и знакомым. Тогда к вам будут возвращаться не по одиночке, а группами, причем большая часть этих групп будет состоять из новых клиентов.