Редкий человек является лидером от природы. В большинстве случаев одного взгляда явно не достаточно, чтобы сказать о ком-либо: «Он (она) — лидер». Конечно, есть люди, «излучающие» особые волны, заставляющие людей слушать их и следовать за ними сразу, без какого-либо анализа ситуации и последствий своих действий.
Такие лидеры были, есть и будут. Но их — единицы. Все они оставляют свой след в истории всего человечества.
Если прирожденные лидеры встречаются очень редко, кто же ведет за собой все увеличивающиеся массы людей? Из кого формируется основа касты лидеров? Из тех, кто научился вести за собой, кто развил в себе навыки лидерства, выработал требуемые качества, качества лидера.
На основе статьи Qualities of a Leader Ф. Джона Ри (F. John Reh)
Знать, что должно быть сделано.
Трудно добиться от своих работников эффективной работы, если самому не знать, к чему она должна привести. Лидеру следует иметь в голове максимально четкую картину текущего и требуемого состояния дел. Нельзя просто определять цель — надо точно знать, чем эта цель является.
Говорить людям что делать, а не как это делать.
Знания — один из ключевых активов лидера, однако все знать невозможно. Считать себя умнее всех — пагубно. Говорите людям, что надо сделать, но не рассказывайте им весь процесс работы, даже если он известен вам досконально. Так вы дадите им некоторое место для маневра. Не исключено, что изобретательность, проявленная работниками в таких условиях, выведет всю компанию (отдел, департамент и т.п.) на качественно новый уровень.
Делать домашнюю работу.
Перед тем, как начинать какую-либо новую деятельность, поинтересуйтесь опытом ваших коллег/конкурентов в этой области. Узнайте, чего им удалось добиться, с какими препятствиями они столкнулись, как обошли их. «Тяжело в учении — легко в бою». Чем лучше вы подготовитесь перед началом, тем выше ваши шансы на успех.
Показывать пример.
Можно требовать от своих людей очень многого. Но чтобы получать то, что требуется, необходимо показывать соответствующий пример. Ваши сотрудники будут настолько же эффективны, насколько эффективны (по крайней мере, в их глазах) вы сами.
Требовать по возможностям.
Конечно, некоторые задачи вы решаете лучше, чем любой из ваших сотрудников. Однако не стоит требовать от них такого же совершенства результата, если вы понимаете, что ни у одного из них нет навыков, сравнимых с вашими. Покажите пример, и поставьте планку на тот уровень, до которого они смогут допрыгнуть. Никто не помешает вам поднять ее выше, когда вы почувствуете, что ваши люди стали способны на большее.
Заботиться о своих людях.
Знать всех лично, иметь представление о сильных и слабых сторонах, опасениях и стремлениях ключевых игроков и действовать соответственно, принимать конструктивную критику и вознаграждать за хорошую работу — все это обязанности лидера.
Быть последовательным.
Естественно, у ваших работников будет свое мнение о том, кто вы есть. Это мнение основывается на ваших же действиях, и вы его узнаете. Будьте последовательны, и, если это мнение не слишком положительное, не старайтесь изменить его, жертвуя своими принципами. Вам не нужна слепая любовь, но вы обязаны заставить уважать себя.
Джон Ри: эксперт по менеджменту и управлению с тридцатилетним стажем работы. В разное время он управлял проектами и людьми в промышленном производстве и научных учреждениях, занимался дизайном и архитектурой, бизнесом в интернете и малым предпринимательством.