Правила влияния, или основы успешных продаж Ч.2

На основе статьи Эндрю Нитлича (Andrew Neitlich)

Сарафанное радио

Люди верят тому, что «сорока приносит на хвосте». Даже если эта сорока не заслуживает ни доверия, ни уважения. Это магия устного слова: в таких случаях человек хочет не только один раз увидеть, но и хотя бы один раз увидеть. Так что запаситесь отзывами тех, кто уже работает с вами. Если в отрасли есть признанный эксперт, к которому прислушиваются все — приложите максимум усилий к тому, чтобы о вас он говорил только хорошие вещи. Задача — сделать так, чтобы потенциальный заказчик услышал о вас «со стороны».

Мы с тобой одной крови

Чтобы иметь большее влияние на человека, старайтесь быть таким же, как он. Одевайтесь так же, разговаривайте на интересные ему темы. Показывайте, что вы разделяете его позиции и ценности. Если ваш собеседник разговаривает быстро и сразу переходит к делу — не пытайтесь заходить из далека и вести беседу размеренно. Если же, наоборот, ваш собеседник всем своим видом дает понять, что перед разговором о деле необходимо провести некую «церемонию», соблюсти все формальности — не порите горячку, а сделайте так, как того хочет потенциальный клиент. Показав заказчику, что вы с ним «одной крови», вы автоматически перейдете на следующий уровень доверия и взаимоотношений.

Любит — не любит

Перед тем, как оформить заказ, клиент должен получить ответ всего на два вопроса:

  1. можете ли вы сделать работу?
  2. хочу ли я (клиент) работать с вами?

Понравится клиенту — значит дать ему все основания для положительного ответа на второй вопрос. Более того, личная приязнь (или неприязнь) подспудно влияют и на ответ на первый вопрос.

На самом деле, давно известны черты человека, который нравится подавляющему большинству людей. Такой человек:

скромен;

проявляет свой интерес в других — задает грамотные, своевременные вопросы и внимательно слушает ответы на них;

отрицает невозможность выполнения практически любых задач;

благодарен;

признает мнения других и считается с ними;

умеет сочувствовать другим и никогда не заставляет их ощущать себя глупыми из-за того, что у них есть некоторые проблемы.

Тянуть или толкать?

В основе всех технологий влияния лежат два «действия»: тянуть и толкать.
Когда вы «толкаете» человека, вы высказываете свои предложения и объясняете, почему он должен выслушать вас. Такой способ уместен, если ваш авторитет в вопросе, о котором идет речь, достаточно высок. Также «толкание» неплохо срабатывает, когда надо убедить человека в том, что ваше предложение имеет смысл. Но в большинстве «продажных» ситуаций «толкание» — не лучший выбор. Причина очевидна: «толкать» человека к покупке — «впаривать» ему товар. А этого не любит никто.

«Тянуть» человека означает задавать правильные вопросы и понимать его потребности. «Тянуть» становится синонимом «притягивать». Слушая ответы, вы можете разработать уникальное, эксклюзивное и эффективное решение, идеально подходящее потребностям и задачам клиента. Осознание этого факта рождает некую привязанность, после возникновения которой заказчик уже вряд ли будет смотреть в сторону конкурентов. Кроме того, когда продавец «тянет» клиента, у последнего создается ощущение полного контроля над встречами. Поэтому принять окончательное решение о заказе ему легче — это будет его решение на все 100 процентов.

«Тянуть» клиента или «толкать» его — решение субъективное в каждом конкретном случае. Однако в большинстве ситуаций «тянуть» эффективней, чем «толкать».

Типы разговора

Чтобы отрезать кусок хлеба, мы берем нож, а не ложку. Это — правильный выбор инструмента. Точно так же необходимо в каждой ситуации правильно подбирать тип разговора, ведь разговор — инструмент продавца.
Согласно исследованиям, этих типов не так много. Они основываются на следующем:

  1. логика и факты;
  2. заявления и утверждения;
  3. переговорный процесс и техники;
  4. постановка вопросов и выслушивание ответов на них;
  5. визуализация будущего результата.

Для каждой ситуации оптимально подходит один из этих типов. Но, согласно тем же исследованиям, продавцы редко меняют свою тактику. Они предпочитают работать с одним и тем же типом разговора, вне зависимости от контекста. Например, очень многие любят оперировать логикой и фактами. Да, с их помощью можно донести до клиента свое предложение в полном объеме. Но — далеко не всегда. Один клиент просто не станет вас слушать — у него голова и так забита цифрами. Другой сочтет вас глупее себя, и тоже пропустит ваши доводы мимо ушей (зачем слушать человека, который говорит фактами, не заглядывая в суть проблемы?). В результате, работа таких продавцов становится похожа на работу поломанных часов: да, они показывают правильное время, но всего-навсего дважды в день. Все остальное время их стрелки отражают погоду.

Правило трех

Здесь все просто и понятно: ваше предложение не должно содержать более трех пунктов. Или трех причин сотрудничать с вами. Будет больше — клиент «не осилит». Особенно если все три пункта/причины озвучиваются устно, в ходе разговора.

Строгость

Будьте достаточно строги к клиенту, особенно если для разработки окончательного варианта предложения вам требуется получить от него какую-либо информацию. Уровень вашей строгости должен быть заметен. Не стоит ставить себя в позицию продавца, для которого эта сделка — самое важное. Вы — профессионал своего дела, ваше время стоит не меньше времени клиента. Вам всегда есть чем заняться, ваш график расписан, и вы ему следуете. Увидев и осознав это, клиент будет относиться лично к вам с большим уважением, а к вашему совместному предприятию — с надлежащей ответственностью.