Большое количество текстов для сайтов написано людьми, которые не знают специфики сети. Еще больше материалов сочинено теми, кто вообще не является копирайтером. В этой статье мы расскажем о некоторых основах написания текстов для сети.
В первую очередь необходимо выяснить предназначение материала. Для чего на сайтах публикуются тексты? Какими они бывают? Условно, все текстовые материалы в сети можно разделить на две категории:
- информационные;
- рекламные.
С информационными текстами все достаточно просто: они должны передавать посетителю некоторые данные, то, что он хочет узнать. Рекламные тексты должны побуждать посетителя к действию: перейти на следующую страницу, заказать услугу, купить товар. Вне зависимости от того, к какой категории принадлежит текст, при его сочинении необходимо соблюдать изложенные ниже правила.
На основе статьи Who Needs Headlines? Шона Кроули (Shaun Crowley)
Текст должен быть максимально простым
Люди читают с экрана на 25% медленнее, чем с бумаги. Поэтому абзацы и предложения в тексте должны быть короткими. Очень короткими. Есть ключевые слова? Выделите их жирным. На сайте что-либо предлагается? Предложение должно быть очевидным и однозначным. Не стесняйтесь использовать нумерованные и ненумерованные списки — они сильно облегчают восприятие информации. Старайтесь не оформлять данные в таблицы: их достаточно трудно читать с бумаги, еще сложнее — с экрана.
Суть сообщения должна находиться в начале
Все, что располагается «над разворотом» (то есть области страницы, видимой сразу после ее загрузки), сразу же обрабатывается посетителем. На основе полученной информации он принимает решение, нужно ли ему продолжать посещение сайта: прокручивать страницу вниз, смотреть другие страницы. Вам необходимо заинтересовать посетителя с первого момента. Предлагаете информацию? Поставьте в начало самую ее суть. Продаете товары или услуги? Сразу же дайте знать об их преимуществах. Хотите побудить посетителя сделать какое-либо действие? Предлагайте варианты.
Обращайтесь прямо к посетителю
Просмотр сайтов редко является коллективным мероприятием. Поэтому в тексте следует обращаться лично к посетителю. Так вы создадите личную связь с ним, что ценно. Выбирая стиль обращения, проанализируйте целевую аудиторию. Кто является ее типичным представителем? Сколько ему/ей лет, какое образование он/она имеет, где и кем работает и т.п. Найдите ответы на эти вопросы, и оттолкнитесь от них.
Закончив работу, оцените ее. Задайте себе следующие вопросы:
- Сразу ли передается суть сообщения?
- Нет ли в тексте излишней скромности? Не является ли он слишком кричащим?
- Изложена ли суть простыми, понятными словами?
- Насколько силен призыв к действию? Что может вызвать у посетителя возражения?
- Насколько структурирован текст? Используются ли списки в достаточном объеме?
Ответьте на эти вопросы, и откорректируйте текст соответствующим образом.
Шон Кроули: копирайтер, консультант по маркетингу, менеджер по связям в одной из крупнейших компаний Великобритании. Автор книг 100 Copywriting Tips for Designers and Other Freelance Artists и The Freelance Designer’s Self-Marketing Handbook.