Если вы, так или иначе, имеете дело с сайтами, первое значение слова «навигация» в вашей голове не имеет ничего общего с водными просторами и кораблями. Навигация для вас — движение от раздела к разделу сайта, перекрестные ссылки, информационная архитектура. Важная составляющая любого сайта.
В один ряд с навигацией и ее основой — информационной архитектурой — можно поставить только дизайн и наполнение. Вместе они составляют три главных камня в фундаменте любого сайта.
На основе статьи Where Am I? Дерека Повазека (Derek Powazek)
Навигация — это не просто ссылки. Навигация — элемент общения с посетителем. Это общение заключается в ответах на три вопроса:
- Где я?
- Куда я могу пойти?
- Где я был?
Это вопросы, которыми задается каждый пользователь, находясь на любой странице сайта. Они возникают у него/нее в голове после того, как были «усвоены» два других столпа сайта — дизайн и наполнение.
Почему навигация так важна?
Как отмечалось выше, навигация (и лежащая в ее основе информационная архитектура) — один из столпов любого сайта. Соответственно, хороший сайт — это красивый (стильный, гламурный, готичный — подчеркните свое любимое прилагательное) сайт с интересным наполнением и интуитивно понятными путями передвижения. Все три столпа одинаково важны, но раз уж в этой статье мы говорим о навигации, будем приводить пример с ее участием.
Вы попали на сайт, который вам понравился визуально. Более того, вам известно, что здесь можно найти нужную и полезную информацию. Вы с энтузиазмом принимаетесь эту информацию искать, тратите минуты две на переходы между страницами с нерелевантными к предмету вашего поиска материалами, и просто уходите с этого сайта. В сети их миллионы, и у вас всегда под рукой Google и Яндекс.
Три совета
1. Никогда не используйте ссылки, ведущие с текущей страницы на нее же.
Наведя указатель мыши на ссылку (пункт меню, что угодно, что выглядит как ссылка), пользователь получает сообщение примерно следующего содержания: «С этой страницы можно попасть вот сюда. Щелкай мышью».
Доверяя создателям сайта и проявляя интерес к тому, что его ждет, посетитель щелкает левой кнопкой мыши. И попадает туда же, где он находился до щелчка. Вероятный результат — пара секунд замешательства, щелчок по крестику, закрывающему окно/вкладку с этим сайтом. Все. Посетитель потерян. Вряд ли он вернется. Сайтов в сети — миллионы (см. выше).
2. Показывайте пользователю, где он находится.
Самое распространенное решение — визуально менять название раздела, в котором находится посетитель. Пункты меню на вашем сайте — подчеркнутые слова белого цвета? Сделайте так, чтобы при переходе в какой-либо раздел его обозначение (подчеркнутое слово) в меню становилось черным, а подчеркивание исчезало. Пример грубоват, но суть передает.
Кроме того, нередко используется строка состояния, в которой абсолютно ясно и понятно показано, где находится посетитель. Это решение также облегчает навигацию в целом: всегда комфортней идти тем путем, которым ты уже шел.
3. Семь раз подумай, один раз поставь ссылку.
Думайте. Рассматривайте структуру будущего сайта под разными углами, ставьте под сомнение каждую намеченную в начале разработки ссылку. Стоит ли дублировать ссылку на раздел «Контакты» в теле новости о новых потрясающих предложениях от вашей компании, если контактная информация ВСЕГДА видна в футере всех страниц, а головное меню, в котором есть «Контакты», доступно в каждый момент времени? Снова, пример грубоват, но суть передает.
Так что думайте, и еще раз думайте. Попробуйте представить свой сайт и пути передвижения по нему в виде сосудов, соединенных трубками. Загоните в эту систему немного воды — она символизирует пользователя. При продуманной навигации вода перемещается по всей системе свободно, без затруднений.
Все сайты создаются с какой-то определенной целью, будь то представление компании в сети, продвижение товаров/услуг, создание социальной сети, предоставление каких-либо онлайн-сервисов и т.п. Во всех случаях успех сайта в немалой степени определяется тем, насколько удобно по нему передвигаться. Не забывайте об этом.
Дерек Повазек: труженик сети с 1995, разработчик большого количества сайтов, завоевавших награды на разных конкурсах, автор Design for Community, соучредитель JPG Magazine и 8020 Publishing, где он также является ведущим дизайнером.